24 сентября 2024 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении правительственный законопроект, направленный на сокращение нелегального оборота драгоценных металлов и камней. Этот документ стал важным шагом в ужесточении контроля над операциями, связанными с оборотом драгоценных активов.
Расширение перечня контролируемых операций
Одно из ключевых нововведений законопроекта — расширение перечня финансовых операций, которые подлежат обязательному контролю. В частности, документ предусматривает обязательное информирование Росфинмониторинга о любых операциях на сумму свыше 1 миллиона рублей, связанных с куплей-продажей драгоценных металлов, камней и изделий из них.
Кредитные организации будут обязаны передавать сведения о зачислении и списании средств по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся операциями с драгоценными металлами и камнями. В список попадают также операции между банками и физическими лицами, связанные с покупкой и продажей инвестиционных драгоценных металлов, монет и обработанных алмазов, а также сделки между банками и юрлицами по аналогичным операциям.
Запреты для нарушителей законодательства
Документ также вводит дополнительные ограничения для юридических лиц и ИП, нарушивших законодательство в сфере оборота драгоценных металлов и камней. Банкам запрещается исполнять поручения таких клиентов по списанию средств с их счетов, если они не состоят на специальном учете в государственной информационной системе. Формирование и актуализация списка нарушителей будет осуществляться Минфином по согласованию с Центральным банком РФ.
Изменения в отношении операций физлиц
Одновременно с этим законопроект выводит из-под обязательного контроля ряд операций, совершаемых физическими лицами. Среди них получение денег по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом, и внесение наличных в уставный капитал организации. Однако это не освобождает такие операции от возможного анализа на предмет наличия рисков, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.
Согласно данным правоохранительных органов, объем нелегального ввоза драгоценных камней в Россию в 82 раза превышает объем их правомерного использования в ювелирной промышленности. Нелегальный оборот ювелирных изделий и драгоценных металлов составляет около 50% и 20% соответственно. Эти данные подчеркивают острую необходимость ужесточения мер по борьбе с теневым рынком.
Контроль операций между банками и физлицами
Еще одна важная мера — контроль операций между банками и физическими лицами по покупке и продаже драгоценных металлов и камней, включая инвестиционные монеты и обработанные алмазы. Такие операции могут представлять собой значительный риск для финансовой системы и требуют тщательного мониторинга.
Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять законопроект в первом чтении. Второе чтение планируется в ближайшее время, и по мере его прохождения документ может быть доработан с учетом замечаний и предложений парламентариев и экспертов.